Home page

 

Введение

СОДЕРЖАНИЕ:

Великие преданные и мудрецы

Полубоги

Воплощения Господа

Формы Господа Нараяны

Господь Рамачандра

Господь Кришна во Вриндаване

Шримати Радхарани , гопи и Господь Кришна

Поздние игры Господа Кришны

Кришна-арт

В этой книге содержатся лучшие работы учеников А. Бхактиведанты Свами Прабхупады, принесшего ведическую культуру древней Индии на Запад в 1965 году. Хотя большинство из этих художников не обладали достаточным мастерством, они приложили максимум усилий по просьбе учителя и достигли впечатляющих результатов.

Традиция индийской религиозной живописи насчитывает многие века. Однако в этом издании вы обнаружите уникальное сочетание классической западной техники и восточной теологии. Шрила Прабхупада часто говорил, что запад “будет покорен культурой” Индии. В действительности, мы наблюдали возрождение сильного интереса к этой культуре за последние 20 лет. Это очень вдохновляет нас даже в этот век выхолощенного мирского изобразительного искусства.

Надеемся, что вы получите удовольствие не только от завораживающего пира красок в этой книге, но и от глубокой философии и чистой преданности, стоящих за всем.

Харе Кришна!
Альфред Б. Форд
Мэри Грег

Предисловие

Кришна — изначальный источник и суть всего. Он выглядит как юноша, тело которого — духовное блаженство. Он — прибежище и властелин каждого. “Кришна, или Говинда, — высший управитель. У Кришны вечное, блаженное, духовное тело, Он — источник всего, но Сам Он не имеет источника, потому что Он — причина всех причин. Изначальная Верховная Личность Бога — это Кришна. Его изначальное имя — Говинда. Он обладает всеми достояниями, а Его вечная обитель называется Голока Вриндавана”.

Недостаточно разумные люди считают Абсолютную Истину безличной, Он Господь — это трансцендентная Личность, что подтверждается всеми ведическими писаниями. Подобно тому, как мы являемся индивидуальными живыми существами со своими отличительными чертами, так и Абсолютная Личность в конечном счете — личность. Осознание Личности Бога означает осознание всех трансцендентных качеств Его совершенной формы. Полное целое обладает формой. Если бы Господь был бесформенным, или если бы у Него было чего-то еще меньше, чем у других существ, то Он не мог бы считаться полным целым. Полное целое должно обладать всем в пределах наших представлений и даже вне их, иначе оно не может быть полным.
Веды нацеливают на постижение Шри Кришны, а это также включает понимание всех Его разных экспансий и воплощений. Господь Кришна всегда общается со Своими вечными спутниками, или чистыми преданными, а также с полубогами, которые тоже являются Его преданными, отвечающими за управление вселенной. Иллюстрации первой части “Искусства Кришны” отображают разные игры Господа с преданными и полубогами. Не следует считать полубогов формами Господа. Полубоги — это очень возвышенные существа, отвечающие за управление процессами во вселенной, но они зависимы от условий материального мира. Хотя они живут на высших планетах и обладают намного большими способностями, чем обычные живые существа, тем не менее, они той же самой природы, что и другие в этом мире. Господь Шива, обладающий более высокой природой, чем живые существа, считается самым возвышенным полубогом и преданным Шри Кришны.
В средней части книги представлены иллюстрации таких воплощений и экспансий Кришны, как Господь Нараяна и Рамачандра. Господь — это всепроникающая “Высшая Душа всего сущего”, и все же Он является среди водных обитателей как рыба, среди зверей как вепрь, среди людей — как Рама или Кришна, среди мудрецов как Нара-Нараяна. Тем не менее, говорится, что Он нерожденный и не обязан действовать. В шрути-мантре говорится, что Верховный Брахман не обязан ничего делать. Никто не находится выше Его и не равен Ему. У Него множество энергий, и все происходит совершенным образом благодаря Его полному знанию, силе и деятельности. Эти утверждения неопровержимо доказывают, что деяния и форма Господа недоступны нашему ограниченному мышлению. Поскольку Он непостижимо могуществен, то в Нем все возможно. Поэтому никто не может постичь Бога до конца, Его деяния сбивают с толку обычных людей. Его нельзя постичь, изучая Веды, но чистые преданные, близко связанные с Ним, легко познают Его. Преданные знают, что хотя Всевышний появляется среди животных, Он — не животное. Он — не человек, не мудрец, и не рыба. Он всегда и везде остается Всевышним Господом.

У Господа Кришны много игр, но лучшими из них считаются игры в облике человека. Его человеческая форма — высшая трансцендентная форма. Он предстает как очаровательный юный пастушок с флейтой в руках. Он также замечательно танцует.

В последней части книги — иллюстрации игр Господа Кришны с гопи Вриндаваны и игр Господа Чайтаньи, самого милостивого воплощения, со Своими спутниками.

Онтология Бхагаватам раскрывает внутреннюю природу Бога. Высшим проявлением Абсолютной Истины является Божественная Чета — Радха и Кришна. Если Бог действительно полон и абсолютен, то Он должен иметь и женское проявление. Шри Радха олицетворяет женское начало Верховной Личности, Шри Кришны. Нашему ограниченному уму не постичь до конца Их трансцендентные отношения. Они — духовные возлюбленные, имеющие неземные отношения. В высшем смысле Радха и Кришна — вечные проявления одной и той же Абсолютной Истины. Радхарани — подчиненная половина, а Кришна — главенствующая. Мудрецы древности говорили, что привлечь внимание Господа можно только в состоянии очищенных чувств. Его могут достичь преданные в процессе бхакти-йоги (БГ 18.55). Радха является совершенным образцом поклонения Кришне. Ее преданность покоряет и воодушевляет сердца преданных, особенно тех, кто привлечен самыми возвышенными и сокровенными отношениями с Господом — трансцендентной сладостью служения в супружеских отношениях.
Хотя Радха и Кришна — высшее проявление Верховной Личности Бога, Они приходят в этот мир одарить Своих чистых преданных благом преданного служения. Верховная Абсолютная Истина иногда нисходит как Господь Кришна, а иногда как Господь Чайтанья, совместное проявление Радхи и Кришны. Господь Чайтанья — это Кришна, окрашенный золотистым цветом и настроением Шри Радхи. “Божественный аспект Кришны так неотразим, что Он Сам привлекается Своей энергией и самозабвенно желает вкусить Своей сладости; Он танцует в блаженстве и распространяет ее всем вокруг. Преданность Кришне присуща всем, она естественна и несет счастье”. Так в облике Господа Чайтаньи Кришна явился исполнить Свои сокровенные желания и показать особое значение повторения маха-мантры:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Господь приходит в разные вселенные в разных формах для удовлетворения Своих преданных. Так Господь устраняет безбожие и восстанавливает религиозные принципы. В Ведах сказано, что не следует разделять разные формы Бога, поскольку они исходят из одного трансцендентного источника. Господь является по Своей воле, а не по принуждению законов природы. Поэтому Его называют “вибху”, всемогущим, не обусловленным законами этого мира.

 

Посвящается

Его Божественной Милости
А.Бхактиведанте Свами Прабхупаде (1896-1977),

основателю-ачарье Международного общества сознания Кришны, книжного издательства Бхактиведанта Бук Траст и Художественной Школы ИСККОН.


Художники Движения сознания Кришны представляют необычную художественную школу. Она включает в себя не только живопись, но и скульптуру, архитектуру, театр, музыку, танцы, фотодело и другие отрасли. Эту школу еще называют Ведической, или Неоведической, ведь ее целью является поиск Ведической Истины, как учил духовный наставник Движения А. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Также ее называют Международной Вайшнавской Школой, потому что искусство, прославляющее Кришну никогда еще не распространялось так широко. Другое название — Школа ИСККОН, поскольку это искусство развилось вместе с ИСККОН, Международным обществом сознания Кришны.

Развитие этого искусства связывают с развитием Движения Харе Кришна в Америке. Бхактиведанта Свами, или Шрила Прабхупада, очень верил в силу искусства. По указанию своего духовного учителя он выпускал в Западном мире книги на английском. Такова была его миссия. Шрила Прабхупада хотел, чтобы его переводы вайшнавской классики с комментариями были красиво проиллюстрированы. Иллюстрации должны быть не только наглядным объяснением текста, но и атрибутами преданности и поклонения. Художники очень воодушевлялись тем, что их произведения будут помещены в книги Прабхупады. Хотя все художники были очень разными людьми, их объединяла общая духовная цель: служить Богу через живопись.
Шрила Прабхупада говорил, что на духовном уровне и изображение личности, и сама личность реальны, а на материальном — и то, и другое — иллюзия. Чтобы отобразить истинную красоту Абсолюта, нужно быть в общении с источником красоты, Шри Кришной, Верховной Личностью Бога. По большому счету, Господь — изначальный художник. Шрила Прабхупада так объясняет уникальное положение Кришны как изначального художника: “Представьте, что Вы — художник. Чтобы изобразить прекрасную розу, нужно взять кисть, краски, и напрячь ум. Но в саду можно видеть тысячи благоухающих роз, искусно нарисованных природой.. Работающий ради удовлетворения Кришны и знающий свои отношения с Ним, — истинный художник. Такой человек может отразить настоящую абсолютную красоту духовного мира, поскольку он знает Истину”.
Шрила Прабхупада неустанно учил своих учеников пути возвращения к Богу через строгое, но полное любви воспитание в них глубокого понимания тем и личностей, описанных в ведической литературе. Художники, чьи произведения представлены в этой книге, принимают за жизненный факт артистичность Кришны. Их внутренняя медитация и образ жизни усиливают их любовь к изображенным личностям и убежденность в абсолютной природе сюжета. По милости Шрилы Прабхупады они смогли заглянуть в вечность, что подтверждается каждой иллюстрацией.

Художники-трансценденталисты избегают измышлений в творчестве. Духовная истина передается по цепи ученической преемственности, благодаря чему ученики избегают изображений выдуманных “богов” под влиянием богатой, но ограниченной фантазии. Поскольку Абсолютная Истина — объект представленной живописи — существовал еще до времени, знание о Ней должно быть передано личностью, которая сама превосходит время. Шрила Прабхупада является таким представителем; он — 23-й учитель в цепи Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадайи, эзотерической цепи совершенных учителей, сохранивших изначальное знание об Абсолютной Реальности и передающих его другим. Таким образом, верность неизменной традиции исключает примесь воображения и антропоморфизма в репродукциях этой книги. Духовное значение этих картин могут понять даже люди без специального духовного образования. И духовные люди, и миряне могут ощутить великую преданность и любовь, пронизывающие это искусство. Эти картины можно назвать историей наяву, они говорят сами за себя.

Шрила Прабхупада объяснял так: “Величайшее искусство — постичь Кришну. Чтобы стать настоящим художником, надо пытаться понять или близко общаться с величайшим художником, Кришной. Для этого мы и основали Международное общество сознания Кришны. Его члены обучаются видеть во всем проявление художественного вкуса Кришны. В этом и есть сознание Кришны — видеть руку Кришны во всем”.

 

Это уникальное издание, позволяющее не просто оценить работы художников, но и погрузиться в происходящее на холсте, поскольку каждое изображение снабжено краткой историей, описывающей его.

Публикуется на русском языке в сокращении.

(с) Bhaktivedanta Book Trast

 

Версии картинок для размещения на рабочем столе 1024*768