Полубоги

Брахма, Вишну и Шива

Брахма, Вишну и Шива

Верховная Личность Бога косвенно связан с тремя гунами природы: страстью, благостью и невежеством. Для создания, поддержания и разрушения материального мира Он принимает три формы, имеющие отношение к этим качествам, — это Брахма, Вишну и Шива. Среди них только Вишну, отвечающий за благость, приносит всем живым существам высшее благо.

Господь Кришна и все Его полные части — это вишну-таттвы, т.е. существа, относящиеся к категории Бога. Из Шри Кришны исходит Баладева, из Баладевы — Санкаршана, из Него — Нараяна, а из Него — другой Санкарашана. Из последнего проявляются пуруша-аватары: Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Кширодакашайи Вишну, или Высшая Душа, божество, повелевающее стихией благости в этом мире, Брахма — владыка стихии страсти, а Шива — невежества. Это значит, что Брахма создает вселенную с помощью силы страсти, Вишну поддерживает ее силой благости, а Шива в должное время разрушает ее, танцуя тандава-нритью, танец разрушения. Материалисты обычно поклоняются Брахме, глупцы — Шиве. Но стремящиеся к духовности поклоняются форме благости, Вишну в Его разных проявлениях.

Тот, кто стремится вырваться из тюрьмы материального мира, мира рождений, старости, болезней и смерти, должен с любовью и преданностью поклоняться Господу Вишну. А кто не против продолжать тюремную жизнь, может просить Брахму, Шиву, Варуну и других полубогов о наслаждениях и временных удобствах. Но никто из них не может освободить живое существо, душу, из этого мира. На это способен только Вишну. В этом и состоит высшее благо, которое можно получить от Господа Вишну.

РАМАНАТХА Дас
Брахма, Вишну и Шива. 1982

     Содержание     -->